Родителям на заметку:
С подзатыльником не дотянешься
По материалам книги
Фила Слейтера Optimist Racing
Руководство для спортсменов, родителей и тренеров.
Кому не знаком образ родителя, возвышающегося
над плачущим ребенком после гонки и кричащего: Я говорил тебе
идти влево (вправо) на лавировке, говорил... говорил!.. Конечно,
это нетипичная картина, но некоторые родители дают выход своим
отрицательным эмоциям.
Естественно, мы хотим, чтобы у наших детей все получалось, гордимся их
победами, огорчаемся, когда они делают ошибки. Роль родителей во время
регаты велика азартные болельщики, они желают своему
ребенку только победы. Им приходится мерзнуть на берегу и сокрушаться,
что не могут видеть деталей происходящего на дистанции.
Увы, оплата родителями тренера (их нравы) и приобретение материальной
части далеко не все для того, чтобы их чадо стало лучшим,
а вот чувство ответственности за неудачи добавляется к стрессу, полученному
ребенком во время соревнований. Да и вообще, знаете ли вы, почему его потянуло
к парусу? Может, он честолюбив и талантлив или ему дорога независимость на
воде, компания друзей, удовольствие от плеска волн или просто возможность убежать
от нудных занятий музыкой или надоевшей учебы в математической школе?
Единицы становятся победителями в национальных и международных
соревнованиях, но огромное число людей занимается парусом. И это стремление
детей к соревнованиям мы, взрослые, должны обязательно поддерживать, даже
если они частенько проигрывают. Наш восторг и восхищение парусным спортом
поможет ребенку найти в нем что-то и для себя.
Только в доме, где ребенок чувствует себя защищенным, среди своей семьи
он найдет понимание и поддержку. Ребенок прекрасно понимает, что его
занятия парусом невозможны без финансовой помощи родителей. И естественно,
что он чувствует себя обязанным оправдать их доверие и внимание.
Но вот свершилось! Ваш горячо любимый ребенок показал плохой
результат. Позвольте дать совет: не начинайте перечислять ему все его ошибки,
как только он сошел на берег. Это можно делать, только если он сам того желает
в данную минуту. Лучше отложить разбор полетов на более позднее
время, когда он придет в себя. Между прочим, вам тоже
необходимо успокоиться.
Прикиньте свои возможности.
Как скоро вы сможете:
быть вежливым после случившегося
уделить ребенку внимание со знаком плюс
спокойно поговорить с ним
контролировать свое эмоциональное состояние (сутулые плечи, покрасневшее
лицо, и т. д.)
обсудить гонку объективно, не перенося своего разочарования на
ребенка?
Стоит подумать и вот о чем:
Ваш ребенок может знать о парусном спорте, и уж тем более от том,
что происходило на дистанции, больше, чем вы думаете. Он может
быть сильно огорчен результатом, и зная, что разочаровал вас,
будет чувствовать себя еще более несчастным.
Частенько бывает, что юный моряк намеренно оттягивает свое появление
на берегу, предвидя реакцию своих родителей.
Постарайтесь сдержать свои эмоции и просто помогите ему вытащить лодку
на берег.
Поддержите его по дороге домой, пытаясь делать это естественно.
Отдохнув и поужинав, вы явно будете в лучшем настроении, и это
поможет объективно решить все проблемы.
Несмотря ни на что ваш ребенок самый лучший.
Всегда найдется, за что его можно похвалить даже в полностью проваленной гонке.
Самооценку ребенка нужно держать на должной высоте, поэтому будьте
внимательны к замечаниям, которые могут ее опустить.
Еще несколько рекомендаций:
ставьте перед ребенком реальные задачи
одобряйте занятия и другими видами спорта
никогда не используйте сарказм
не ссорьтесь с родителями других детей и соперниками вашего чада
не мешайте тренеру делать его работу
И последний момент: у нас достаточно родителей с тренерскими способностями.
Многие приводят детей в парусный спорт, имея свой личный опыт хождения
под парусом. Не берите всю инициативу на себя. Будьте внимательны и не
ограничивайте способности ребенка, его собственные знания и мнение.
Будущий моряк должен поощряться в способности самостоятельно и объективно
анализировать свои достижения, ставить цели на тренировках. Выслушав
мнение экспертов, он должен выработать свою тактику.
Родители-парусники должны работать совместно с тренером.
Если они не согласны с каким-либо аспектом в обучении, следует обсудить
это в личной беседе с тренером, не высказывая неудовольствия при ребенке.
А если папа тренер, то его главная задача
сделать так, чтобы родное дитя воспринимало его во время занятий только
как тренера. Иначе об объективности можно только мечтать.