Балтийская регата соревнования, которые известны Петербургу
больше полувека. По воспоминаниям очевидцев, первая Балтийская регата
прошла в Ленинграде в 1946 году. В послевоенные годы она была в тройке
самых крупных и значимых соревнований для спортсменов-парусников. Гонки
Балтийской регаты собирали такое количество первоклассных спортсменов, что
участвовать в ней можно было, равно как и в Чемпионатах Советского Союза,
только пройдя предварительный отбор. Результаты выступления на Балтийской
регате серьезно влияли и на состав сборной страны. Высокий уровень
соревнований поддерживался государством, государственные чиновники позже и
приложили руку к решению о переносе гонок из Ленинграда в Таллинн. Возможно,
этому способствовало признание Москвы столицей Олимпийских Игр
1980, а Таллинна городом Олимпийской
парусной регаты. Как бы то ни было, действительно в те годы на Таллиннской
Балтийской регате собрались настоящий звезды парусного спорта, и нашим
гонщикам участие в соревнованиях подобного уровня позволяло выйти на одну
дистанцию со многими мировыми знаменитостями. В 1997 году в Таллинне в
рамках Балтийской регаты прошла и предолимпийская парусная неделя.
Советская часть истории соревнований завершилась вместе с распадом
СССР в 1989 г. в Таллинне были проведены
последние гонки Балтийской регаты времен Советского Союза.
Новая история
В 1996 году после значительного перерыва над российскими водами Балтики вновь прозвучало
название Балтийская регата. Тогда в Зеленогорске прошли гонки
Оптимистов, уровень этих соревнований и высокие результаты гонщиков подтвердили,
что встречи яхтсменов под флагом Балтийской регаты необходимо возродить, как можно скорее
вернуть эти интересные соревнования в спортивный календарь. Благо, тогда вакантных мест
для проведения парусных соревнований в России было предостаточно. На тот момент,
в 1996 году, серьезных соревнований не было вообще. И решили провести регату хотя бы для
детей, рассказывает президент Санкт-Петербургского парусного союза
Владимир Логинов.
Именно он, вместе с другими энтузиастами парусного спорта, выросшими на впечатляющих
результатах соревнований прошлого, провел самые первые после семилетнего перерыва гонки.
Они оказались востребованными и долгожданными. На первое же приглашение на соревнования в
Финском заливе откликнулись спортсмены не только соскучившейся по большим гонкам России, но
и яхтсмены Финляндии. Таким образом, регата сразу стала международной. И именно тогда,
торжественно закрывая соревнования, организаторы утвердились во мнении, что пришло время
возродить известные и очень популярные долгие годы гонки. Так началась новая история
Международной Балтийской регаты, а точнее ее многочисленные истории.
Потому что достичь прежних положения и престижа гонок было нелегко, и каждая регата была,
образно говоря, небольшой ступенькой, этапом на пути к возрождению славы этих соревнований.
География и биография
В списке ежегодных детских соревнований Балтийская регата сразу заняла достойное место.
Наиболее многочисленной стартовой группой в программе каждой регаты стал класс Оптимист.
Дело в том, что, ставя перед собой задачу проводить гонки, организаторы руководствовались
идеей возрождения парусного спорта как такового. Поэтому ставка на Оптимист
оправдана и логична. Как правило, именно с него начинается карьера любого яхтсмена,
и именно класс Оптимист более подъемный по деньгам. Кстати, в том
же 1996 году в Санкт-Петербурге начался выпуск Оптимистов на предприятии
АРТ-МАРИН по единым международным стандартам.
Сейчас на Балтийскую регату съезжаются десятки гонщиков в классе Оптимист,
и не смотря на то, что сегодня детские соревнования проводятся уже во многих российских
городах, тренеры стараются включить Балтику в планы своих спортсменов. Так, в Москве
проводиться очень крупная (по числу участников) детская регата, но, по словам судьи и
тренера из Москвы Сергея Буданова (ЦСКА ВМФ), смысл привозить детей в Петербург все равно
существует. Во-первых, в Петербурге настоящее море, и оно гораздо ближе к Москве, чем
южные моря. Кроме того, на Балтийскую регату традиционно приезжают спортсмены из различных
регионов. Так, в VII Балтийской регате выступали гонщики с Дальнего Востока,
из Беларуси, Украины, Узбекистана и даже из Финляндии.
Но не только лишь увеличение числа спортсменов в классе Оптимист является целью
Международной Балтийской регаты. Раньше я сам очень много участвовал в
соревнованиях, говорит мастер спорта международного класса Владимир
Логинов, на многих побывал как зритель. Мне хотелось показать, как
должны проходить серьезные соревнования и начинающим гонщикам и тем,
кто не имеет возможности выезжать за рубеж на международные гонки. По сути, если
раньше стандарты Балтийской регаты определялись ее государственным статусом, то теперь
ее качественный уровень стал делом чести организатора
компании Альтаир.
И, к чести руководства фирмы, сколь ни трудна была экономическая обстановка в стране,
Альтаир (ген. директор В. Логинов) достойно проводит возрожденную Балтийскую
регату, привлекая к этому важному мероприятию многих своих зарубежных партнеров, в том
числе и крупнейшую американскую корпорацию REICHOLD.
Но задачей организаторов было не только по возможности спроецировать на Балтике условия
проведения престижных зарубежных соревнований. Важно было сохранить в ней лучшие традиции
той, советских времен, регаты. Например, параллельно с Балтийской регатой раньше проводилась
Малая Балтийская регата. И получалось, что в одном месте собирались и авторитетные, именитые
гонщики, и самые юные спортсмены. Поэтому вскоре в программе Международной Балтийской
Регаты появились и взрослые классы. Спортсмены классов Лазер, 470,
Дракон, Звездный также стали выступать на
Балтийской регате. Для судейства было привлечено международное жюри. И, уже по его
рекомендациям и отзывам, статус регаты был поднят настолько, что результаты соревнований на
Балтике в классе Европа стали вносить в международный рейтинг-лист спортсменов.
Это, безусловно, немалый успех, которого удалось на сегодня добиться организаторам.
И звезды тоже в гости к нам
Историческая справедливость была восстановлена и споры о преемственности утихли
окончательно после того, как на Балтийскую регату стали приезжать яхтсмены с мировыми
именами. Пионером этого движения стал датчанин с английским титулом сэр
Ричард Поль Хой Йенсен. Гонщик с мировой известностью, двукратный олимпийский чемпион в
классе Солинг нашел время для участия в V и VI Балтийских регатах.
Приезд в Петербург звезды подобной величины создал важнейший прецедент
северная столица России стала рассматриваться как действительно приемлемое место для серьезных
соревнований. Знаменитый сэр Ричард Поль Хой Йенсен приехал, чтобы выступить в гонках класса
Дракон. Он привез новую пластиковую лодку, на которую сбегались смотреть местные
драконисты, которые уже давно не видели яхт новее, чем построенные в начале
семидесятых годов. Экипаж белого пластикового Дракона украсил регату
и поддержал питерских любителей этого класса.
Йенсен выиграл регату, подарил своим питерским конкурентам паруса и уехал, чтобы через год
вернуться снова. Гонки в классе Дракон украсили и VI Балтийскую регату. На сей
раз среди участников числился сам принц-консорт Дании Хенрик. Он прибыл в Петербург на
королевской яхте специально, чтобы участвовать в Балтийской регате. За границей яхта
Дракон это, прежде всего, престиж. Сам принц выделил его
среди других как очень забавный вид транспорта, такой же, как, например, автомобили
Феррари или Мазератти. И на его дорогую игрушку, пришвартованную
в центральном яхт-клубе, собирались посмотреть и знатоки, и дилетанты. Темно-синий
безупречный корпус яхты, соответствующий осанкой и важностью статусу своего владельца,
роскошно покачивался на воде, отражая окружающую действительность. Между тем, Принц
Хенрик не просто любитель дорогих игрушек и романтических путешествий.
Он призер Чемпионатов Европы и человек, надеющийся на развитие класса
Дракон. Его участие в Балтийской регате в том числе и акция
в поддержку популярного в Европе и практически вымершего в России Дракона.
Звездные рекорды
Звездный класс особая любовь и боль организатора современной Балтийской
регаты Владимира Логинова. Он большой почитатель этого класса яхт
вообще и командор Санкт-Петербургского флота класса Звездный в частности.
Когда парусный спорт был абсолютно не в чести, он буквально подбирал заброшенные лодки,
чтобы те не сгнили. Сегодня именно эти сохраненные экземпляры составляют основу российского
флота в данном классе яхт. Поэтому главный результат Седьмой Балтийской регаты и главная
радость ее организатора количество звездников на дистанции.
В 2002 году на соревнования не заявились звезды мирового паруса, но гонки в классе
Звездный меня очень порадовали, говорит Владимир
Логинов. С восьмидесятых на соревнования ни разу не собиралось
такого количества звездников. В этом олимпийском классе последнее время
Чемпионаты России проводились при наличии трех-четырех лодок, а у нас их семь.
Это значит создается конкуренция и подпор флота на будущее. Более
опытные вынуждены в такой ситуации продвигаться вперед и тащить за собой остальных.
Радость Владимира Логинова разделяют и судьи и участники соревнований.
Очень хорошо, что расширилась география участников в этом классе,
считает главный судья на дистанции Альфа Петр Васильевич Гореликов.
Помимо петербуржских, выступали московские спортсмены, и серьезные спортсмены из
Саратова братья Николаевы. Раньше Виктор Соловьев (победитель в
Звездном классе) с полузакрытыми глазами по дистанции мог ходить.
А сейчас видна борьба.
Здорово, что становится больше участников Балтийской регаты,
говорит Анатолий Михайлин. В этом году, например, были 2 лодки из
Саратова, рулевые братья Николаевы. С ними интересно гоняться. Заметно
подрос и московский экипаж с рулевым Алексеем Лавровым. И чем больше будет конкуренция,
тем лучше для всего флота.
Примечательно и показательно, что число звездников растет не только за счет
преданных делу ветеранов.
Большие надежды
Если бы на Седьмой Балтийской регате присуждался приз зрительских симпатий, то его,
безусловно, получили бы начинающие звездаристы Владимир Иконников и Александр Шалагин.
Этот экипаж сумел расположить к себе и сторонних наблюдателей, и конкурентов, в первую
очередь лидеров соревнований в классе Звездный Виктора
Соловьева и Анатолия Михайлина. Явное и нескрываемое желание ребят гоняться и гоняться
хорошо не могло не заслужить поощрения. Видно, что у ребят с головой все в порядке
и желание есть, теперь им главное больше стартов, рассуждает Анатолий
Михайлин. Кроме того, они просто очень хорошие ребята:
добрые, отзывчивые, давно таких не видел. Авансом на будущее за большое стремление к
победе экипажу Иконникова удалось в одной гонке прийти первым, а в итоге занять второе место.
Правда, ребята тоже понимают, что это пока лишь счастливая случайность
слишком невелик еще опыт хождения в классе для академиков парусного спорта. Для Володи и Саши
это был первый сезон в классе Звездный. С 1999 г. Володя, которому сейчас
24 года, гонялся шкотовым в экипаже Сергея Лапкина, и только в минувшем мае получил предложение
стать рулевым. Тогда он, в свою очередь, пригласил в экипаж Сашу (21 год). Саша Шалагин
выступал в юношеских классах яхт, а последний его парусный опыт был связан с крейсерскими
походами. Теперь их общее с Володей Иконниковым увлечение
Звездный класс. Параллельно с гонками Владимир учится в аспирантуре Северо-Западной
Академии гос. службы при Президенте РФ, а Александр является студентом юридического факультета
Академии гражданской авиации. Это не мешает им, по крайней мере в данный момент, всерьез
связывать свои жизненные планы с парусным спортом.
Важней всего погода в море
Парусный мир отличается индивидуальностью и неповторимостью каждого своего момента.
Яхтсмены очень часто говорят, что в море не бывает двух одинаковых ситуаций
ветер не запрограммировать. Эта особенность парусного спорта делает непредсказуемой, а потому
интересной каждую гонку. На Седьмой Балтийской регате непредсказуемость погоды сыграла с
организаторами злую шутку. В известном своими ветрами Петербурге ветер вдруг закончился.
Закончился на три дня. Опасения Владимира Логинова по поводу капризной погоды, терзавшие его
накануне соревнований, подтвердились. Но не сразу. Первый гоночный день позволил провести
полноценные гонки на обеих дистанциях. Но уже второй день соревнований оказался пляжным
для большинства участников. Когда морковка многообещающе повисла и на следующий
день гонок, среди участников появилось некоторое напряжение. Не очень приятно приехать на
соревнования из Приморского края, чтобы просидеть на берегу. Но жара и безветрие не отступали.
Уже во второй половине третьего дня мучений ожиданием под палящим солнцем спортсмены вдруг получили
команду спускаться на воду. Однако, как это бывает в природе, долгое затишье обернулось штормовыми
порывами, и гонщикам пришлось возвращаться с воды. Лишь в последний день гонок природа
смилостивилась, и регата состоялась благодаря максимальному числу гонок, проведенных в
последний день. Звездники опять оказались в исключительном положении. Они гонялись
каждый день. Сказать, что в дни полного безветрия они возвращались с дистанции недовольными,
значит, не сказать ничего. Они мечтали хотя бы об одном балле! Однако решение
судий закон для спортсменов.
Итоги
Но даже всемогущая погода не смогла испортить соревнований. Очевидцы утверждали, что
прежнюю, советскую Балтийскую регату отличала особая праздничная атмосфера, и эту выгодную
особенность удалось перенести в соревнования нового времени. Место и качество проведения
гонок привлекают в Петербург спортсменов из разных регионов. И именно это важно, например,
для москвичей. По словам Сергея Буданова, судьи республиканской категории, тренера ЦСКА
ВМФ, Московская юношеская регата более многочисленна, чем Балтийская, но именно
в Петербурге можно встретить на дистанции спортсменов с самых разных мест. Помимо этого
Балтийская регата проводится на морской акватории. И это море гораздо ближе для многих,
чем, например, море Черное, а значит, эти морские условия доступнее для спортсменов,
вынужденных учитывать стоимость транспортных расходов. Есть у Международной Балтийской
регаты и еще одно преимущество, полученное волей судьбы. Она проводится в Санкт-Петербурге,
а следовательно, спортсменам можно любоваться не только друг другом в море, но и посмотреть
известные на весь мир достопримечательности.
Именно это, отчасти, может скрасить и некоторые негативные стороны пребывания в городе
на Неве, в том числе дефицит доступных для спортсменов гостиниц. Уже закономерным требованием
организаторов стали заблаговременные заявки на участие. Только они дают шанс найти доступные
по деньгам и удобные по своему расположению номера. Но! Главное все-таки гонки и прогресс
в парусном спорте, ради которого, собственно, и была затеяна, возрождена и продолжена
Международная Балтийская регата.
Регата в этом году не стала многочисленнее предыдущей, подводит
итоги Владимир Логинов, к сожалению, в этом году наши гонки наложились
на Чемпионат мира в классе 470, не удалось задействовать презентованный в прошлом
году в России класс Зум-8. Тем не менее число ее
участников внушительно. Но для меня очень важно, что теперь к нам едут не все, кто вообще
только сел под парус, а те, кто уже чего-то добился. Балтийская регата
не дворовые гонки. Детские игры переросли во взрослую профессиональную борьбу. Особенно
она видна среди тех, кто выступает последний год в Оптимисте. Кроме того, мне
кажется, изменилось отношение к лодкам, к себе все стало достойнее,
чище, аккуратнее. Значит, вновь проявляется культура, которая неизменно сопровождает парусный
спорт.
К дальнейшему совершенствованию обязывают и призы Международной Балтийской регаты,
главный из которых яхта Оптимист.
Класс Оптимист (61 яхта)
1 место Петров Иван (1987 г.р.), Санкт-Петербург;
2 место Лисовенко Игорь (1988 г.р.), Таганрог;
3 место Архипов Виктор (1987 г.р.), Санкт-Петербург;
Класс Кадет (16 яхт)
1 место Зубрий Семен (1986 г.р.), Старальский Никита ( 1989 г.р.), Владивосток;
2 место Авдонин Сергей (1986 г.р.), Кривоносое Егор (1986 г.р.), Сочи;
3 место Меньшиков Евгений (1985 г.р.), Лукьянченко Александр (1986 г.р.), Липецк;
Класс Лазер-Радиал (8 яхт)
1 место Карачев Павел (1983 г.р.), Анапа;
2 место Русанов Павел (1985 г.р), Таганрог;
3 место Шефер Андрей (1983 г.р.), Москва;
Класс Дракон (4 яхты)
1 место Язиков Сергей, Смирнов Кирилл, Фролов Игорь, Санкт-Петербург;
2 место Вовк Виталий (1969 г.р.), Вовк Наталия (1975 г.р.), Севастьянов Андрей (1957 г.р.), Санкт-Петербург;
3 место Кудрявцева Тамара (1938 г.р.), Петрова Наталья (1963 г.р.), Савушкина Наталья (1954 г.р.), Санкт-Петербург;
Класс Финн (2 яхты)
1 место Рожков Игорь, Санкт-Петербург;
2 место Овсянников Андрей, Санкт-Петербург;
Класс Европа (9 яхт)
1 место Степанова Анна (1985 г.р.), Воронеж;
2 место Максимова Екатерина (1985 г.р.), Санкт -Петербург;
3 место Закирова Регина (1976 г.р.), Казань;
Класс Звездный (7 яхт)
1 место Соловьев Виктор (1957 г.р.), Михайлин Анатолий (1958 г.р.), Санкт-Петербург;
2 место Иконников Владимир (1978 г.р.), Шалагин Александр (1981 г.р.), Санкт-Петербург;
3 место Лавров Алексей (1961 г.р.), Барановский Василий (1968 г.р.), Москва.